
В Музее истории Витебского народного художественного училища открылась выставка, посвященная выдающейся художнице-авангардистке Вере Ермолаевой, чья жизнь и творчество неразрывно связаны с Витебском и легендарным объединением «Утвердители нового искусства».
Выставка «Вера Ермолаева. Амазонка авангарда» приурочена к 105-летию УНОВИСа и стала важным событием в культурной жизни Беларуси, это уникальная возможность познакомиться с творчеством и биографией художницы, чья роль в истории русского авангарда до сих пор недостаточно оценена.

Впервые в Беларуси широкой публике представлено 29 живописных и графических работ художницы, созданных в период с 1920-х по 1930-е годы. Произведения из собрания Московской художественной галереи, специализирующейся на выставке и изучении довоенного искусства, названной по имени ее организатора, искусствоведа Ильдара Галеева – «Галеев-Галерея».
Путь от ученицы к директору и трагический финал
Чтобы проникнуться творчеством Веры Ермолаевой, нужно понять ее трагическую судьбу и эпоху, в которой она жила, поэтому организаторы знакомят посетителей выставки с вехами биографии талантливой художницы, чья жизнь была такой короткой.
Ее называли «Витебской Джокондой» за загадочность, интеллектуальность и влияние на художественную среду города. Вера Ермолаева – фигура знаковая для Витебска начала XX века. Она не просто талантливая художница, но и активная участница авангардного движения, соратница Казимира Малевича, педагог-новатор и администратор. Она быстро впитала новаторские идеи авангарда и в 1920 году, после отъезда Марка Шагала, была назначена директором Витебского народного художественного училища – ответственный пост, доверенный ей не только за талант, но и за организаторские способности и преданность идеям нового искусства. Под ее руководством училище продолжало развиваться как центр авангардной мысли, привлекая талантливых художников и студентов.
Трагическая судьба Веры Ермолаевой – отражение сложной эпохи. В 1937 году она была арестована и расстреляна, став жертвой политических репрессий. Ее имя было надолго вычеркнуто из истории искусства, а ее творчество оказалось под запретом.
Уникальная экспозиция: живопись, графика и документы
Особую ценность экспозиции представляют оригиналы документов из Государственного архива Витебской области. Эти документы, многие из которых представлены впервые, проливают свет на биографию художницы, ее окружение. Они позволяют увидеть Веру Ермолаеву не только как художника, но и как человека, жившего в эпоху перемен и столкнувшегося с трагическими испытаниями.
Важной частью выставки стали уникальные книги с иллюстрациями Веры Ермолаевой из Национальной библиотеки Республики Беларусь. Эти работы демонстрируют талант художницы как графика и дизайнера, а также ее умение создавать яркие и запоминающиеся образы. Ее книжная графика отмечена индивидуальным стилем, сочетающим в себе элементы авангарда и народной культуры.
Выставка «Вера Ермолаева. Амазонка авангарда» демонстрируют эволюцию ее художественного стиля, от супрематизма к метафизическим и символическим формам. Посетители могут увидеть, как Вера Ермолаева мастерски владела цветом и формой, создавая произведения, наполненные глубоким смыслом и эмоциональной выразительностью. Зрелые живописные и графические работы Веры Ермолаевой отличаются метафизической изобразительностью, предлагая зрителю не просто изображение реальности, но и погружение в мир символов и ассоциаций.
Восстановление исторической справедливости
В презентации выставки принял участие московский галерист Ильдар Галеев, предоставивший значительную часть экспонатов. Его комментарии и исследования позволили посетителям глубже понять творчество Веры Ермолаевой и ее влияние на историю русского авангарда.

-- Выставка «Вера Ермолаева. Амазонка авангарда» – это не просто экспозиция произведений искусства, это акт восстановления исторической справедливости. Она возвращает имя Веры Ермолаевой из забвения и представляет ее как одну из ключевых фигур русского авангарда. Выставка позволяет посетителям познакомиться с многогранным талантом художницы, ее новаторскими идеями и трагической судьбой. Посетить выставку можно будет до 17 августа 2025 года. Не упустите возможность прикоснуться к истории и увидеть произведения искусства, которые долгое время были недоступны широкой публике. Это уникальный шанс узнать больше о Вере Ермолаевой – художнице, чье имя навсегда связано с Витебском и историей авангарда, -- отметил Ильдар Галеев.
— Работы, которые представлены на выставке, я собирал много лет по всему миру, в Нью- Йорке, Лондоне и других городах в частных коллекциях. Некоторые работы выкуплены на аукционе "Сотбис". Автопортрет Веры Ермолаевой хранился в собрании Ленинградского художника, мать которого была знакома с ней, ездила на ее пленеры, автопортрет семья художника передала в дар в нашу галерею, когда увидела с какой серьёзностью подходим мы к сохранению наследия Веры Ермолаевой. Он один из нескольких существующих. Представленные на выставке из фондов Национальной библиотеки Беларуси иллюстрации к басням Крылова "Стрекоза и муравей", "Зеркало и обезьяна", "Кот и повар" раскрывают Веру Ермолаеву как детского книжного оформителя, в то время издатели могли позволить только цветную обложку, а внутренние рисунки были чёрно-белые, выполнялись тушью. Художница своими иллюстрациями заложила основы детского книжного дизайна.
Директор музея Марка Шагала Ирина Воронова рассказала, что для того, чтобы выставка появилась в Витебске спустя более чем 100 лет, как город покинула Вера Ермолаева, было достаточно отправить электронное письмо в Москву Ильдару Галееву, он откликнулся и прислал ответ буквально через десять минут. И вот мы можем лицезреть сами работы.
Заместитель председателя горисполкома Виктор Глушин отметил:
-- В народном художественном училище мы собираем сменные экспозиции витебских художников. Образ Веры Ермолаевой для витебских зрителей до недавнего времени был, как карандашный набросок, а с открытием выставки, словно вырос на глазах и наполнился красками, объемом и предстал, как живой, благодаря собранным здесь картинам, графике, архивным материалам, было интересно увидеть не только кисть, но и почерк Веры Ермолаевой, то, что она писала своей рукой в анкете, и организаторы предоставили нам такую возможность.
-- В народном художественном училище мы собираем сменные экспозиции витебских художников. Образ Веры Ермолаевой для витебских зрителей до недавнего времени был, как карандашный набросок, а с открытием выставки, словно вырос на глазах и наполнился красками, объемом и предстал, как живой, благодаря собранным здесь картинам, графике, архивным материалам, было интересно увидеть не только кисть, но и почерк Веры Ермолаевой, то, что она писала своей рукой в анкете, и организаторы предоставили нам такую возможность.









© Авторское право «Витьбичи». Гиперссылка на источник обязательна.